Качество обучения будущих водителей заметно снизилось с 2015 по 2018 годы. Так, по словам начальника отделения экзаменационной работы ГИБДД Николая Гилякова, доля тех, кто с первого раза сдал «теорию», упала с 53% до 41%, а «площадку» – с 59% до 44%. Этим фактом в ведомстве недовольны и планируют менять образовательную систему.
В числе мер по исправлению ситуации объединение двух практических этапов экзамена – «Площадки» и «Города» – в один. Как Kolesa.ru сообщали ранее, в МВД хотят перенести часть упражнений с автодрома в условия движения по дорогам общего пользования. Сейчас эту инициативу рассматривают Минпросвещения и Минтранс.
Как оказалось, это не все предполагаемые изменения. Согласно нынешним законам, подразделения ГИБДД обязаны публиковать подробное описание учебного маршрута, по которому проводится практический экзамен в городе. Как сообщает «Коммерсант», из-за этого инструкторы в автошколах нередко не учат кандидатов в водители справляться с любыми дорожными ситуациями, а лишь «натаскивают» их на проезд конкретных перекрёстков и улиц.
По этой причине в ГИБДД предлагают изменить принцип выбора маршрута для сдачи экзамена. По мнению инициаторов, ориентироваться нужно либо на примерный список улиц, подходящих для испытания будущих водителей, либо наоборот, на перечень тех мест, где такие экзамены проводить нельзя. Однако, такой вариант вряд ли обрадует законодателей, ведь есть риск коррупции: создания преференций для одних и трудностей – для других.
В плане по повышению качества обучения есть и другие предложения. Напомним, сейчас будущие мотоциклисты учатся и сдают экзамен на площадке, а в город им выезжать на этих этапах нельзя. Предлагается отменить этот запрет, но не сейчас, а через пару лет, когда станет понятно, как инструктор сможет взаимодействовать с кандидатом (ведь у него нет «собственных» педалей, как в учебных и экзаменационных машинах). К тому же для этого понадобятся изменения в законах и ПДД.
Ещё одна инициатива касается усиления контроля за автошколами. Пока что инспекторы проверяют материально-учебную базу, а затем выдают заключения (без них автошколы не имеют права работать). Некоторые организации, чтобы сэкономить, после получения документа продают дорогостоящее оборудование или расторгают договор аренды автодрома. Чтобы исключить такие случаи, ГИБДД планирует устраивать дополнительные проверки.
По мнению президента Национального союза ассоциаций автошкол Елены Зайцевой, новые проверки и запреты в случае выявленных нарушений не повлияют на качество обучения кандидатов. По её мнению, лучше было бы разработать механизм, с помощью которого кандидатов в водители можно будет отправлять обратно в автошколы, «доучиваться». Можно предположить, что это приведёт лишь к обратному эффекту: в части автошкол начнут специально учить плохо, чтобы больше «недоучек» возвращалось после провала на экзаменах и снова платили деньги за дополнительные часы.
Ранее Kolesa.ru сообщал о том, что получить права в 2019 году станет дороже: автошколы собираются поднять цены на свои услуги. Стоимость может вырасти примерно на 10%. В эту прибавку заложен рост цен на бензин, а также на услуги ЖКХ (из-за повышения НДС). В итоге обучение в автошколе обойдётся дороже на 1,5 – 3 тыс. рублей. При этом в компаниях не планируют открыто объявлять о росте цен.
Спасибо за чтение!