22 ноября, 2024

Торможение авторынка заставило Китай пойти на перемирие в торговой войне с США

Эксперты пророчили стагнацию китайскому авторынку ещё три года назад, но случилась она в 2018-м, и торговая война между США и КНР, развязанная Дональдом Трампом, стала её катализатором. Во втором полугодии спрос на автомобили в Китае стабильно падает: в октябре продажи просели сразу на 12,7%, и это после 28 лет уверенного роста, в ходе которых китайских авторынок стал важнейшим и крупнейшим в мире.

Китайское правительство, конечно, принимает превентивные меры: в этом году оно разрешило зарубежным автокомпаниям обрести контроль над своими заводами в КНР, тогда как раньше допускалось только владение на паритетных началах (50/50) с каким-нибудь местным партнером. Снятие этого ограничения должно подстегнуть зарубежные компании производить ещё больше автомобилей в Китае, обеспечить более привлекательные для потребителей цены и вообще разгонять китайскую экономику. Новыми условиями уже воспользовалась BMW, объявившая о намерении увеличить свою долю в СП BMW Brilliance Automotive с 50 до 75% и инвестировать 3 млрд евро в расширение локального производства. Также о своём намерении построить завод в США, наконец-то, объявила компания Tesla.

Что до тарифной войны, то она лишь усугубила назревший на китайском авторынке кризис. Китай получает из США больше машин, чем туда импортирует. Так, в прошлом году американские заводы отгрузили китайским дилерам 280 208 автомобилей, а китайские предприятия отправили в США лишь 53 300 машин. Понятно, что для 28-миллионного китайского авторынка это крохи, но ведь и психологический эффект сбрасывать со счетов не стоит. С лёгкой руки Трампа, жаждущего справедливого торгового баланса, пошлины на собранные в Китае автомобили были повышены с 2,5 до 27,5%, что обрушило планы китайских фирм по выходу на американский рынок (Zotye, впрочем, не останавливают даже пошлины). В ответ Китай повысил пошлины на американские автомобили с 15 до 40%, сделав бессмысленным существование свежеотстроенного американского завода Volvo, намеревавшегося выпускать машины для Китая. Американские подразделения BMW и Daimler заявили о многомиллионных убытках, топ-менеджеры недавно встречались с Трампом в Белом доме и объясняли, что такое положение дел никуда не годится.

Трамп, похоже, понял, что перегнул палку: после встречи с топ-менеджерами германских автоконцернов и анонса создания альянса между Фольксвагеном и Фордом, угроза полноценной торговой войны между США и Европой сильно уменьшилась. В свою очередь беседа Трампа с лидером КНР Си Цзиньпином на полях саммита G20 в Аргентине привела к временному перемирию в торговой войне между США и Китаем, о чём, собственно, китайское руководство сегодня официально и заявило. В обмен на трёхмесячную (с 1 января по 31 марта) заморозку пошлин на американские автомобили США обещают в течение 90 дней не повышать с 10 до 25% пошлины на китайские товары стоимостью 200 млрд долларов. В течение перемирия стороны должны договориться о новой, компромиссной тарифной политике и зафиксировать её на долгий срок. Автопроизводители обеих стран молятся, чтобы правители сверхдержав пожали друг другу ручки и прекратили пугать рынки – им и без того есть чего бояться.

Источник
Спасибо за чтение!